История интерпретации одной фотографии в пропагандистском контексте или постмодернистский стеб

В 1558 г. произошло событие, которое ознаменовало начало новой эпохи. Как убийство в июне 1914 г. в Сараево наследного принца Австро-Венгерской империи открыло исчисление Новейшей истории, так и трагическая гибель в 1558 г. сына Дедала и Навкраты стало концом Средневековья и переходом к Новому времени. К нашему счастью оно не прошло бесследно для фотохроники: случайно или нет, но крушение Икара попало в объективы камер репортеров, снимавших мирное течение жизни на побережье Средиземноморья. Рассмотрим дошедшие до нас кадры.
На первом мы видим, что фотограф был потрясен случившимся. Центральная композиция, исключившая из кадра иные объекты кроме упавшего Икара, свидетельствует о том потрясении, которое пережил наблюдатель. Смерть Икара для него стала центральным событием эпохи, обретшем эсхатологическую коннотацию.

Легкий муар кадра, отсутствие четкой фокусировки кажутся пеленой слез, прикрывшей глаза художника.

Однако не все современники в полной мере осознали трагизм произошедшего. Другой фотограф включил момент падения Икара в панорамный пейзаж, в который вошли и мирно пасущиеся овцы, чем подчеркнул онтологический характер события, оставил намек о цикличности всего сущего. Вместе с тем фотограф пытается  донести до нас идею одиночества человека в момент смерти и задается вопросом: почему же никого не оказалось рядом в момент падения Икара? Как бы развивалась дальнейшая история человечества, если бы Икар был спасен?

Долгое время именно эти два кадра приводились в качестве документальной хроники события 1558 г. При этом сознательно умалчивались иные сенсационные кадры, позволяющие пролить свет на истинную, историческую подоплеку события. Посмотрим на фотографию корреспондента, не побоявшегося использовать более широкий угол:

Мы видим, что, оказывается, на месте падения Икара находился неопознанный военный корабль. Что он делал на месте трагедии, было ли случайностью его присутствие? Но если да, то почему матросы не спасли героя? Ответить на эти вопросы можно лишь включив гибель Икара в исторический контекст. Как известно, 1558 г. это год начала Ливонской войны. До сих пор историки не были единодушны в том, что именно заставило русского царя Иоана, славившегося своими христианскими добродетелями, каждый день посещавшего церковь, напасть на Ливонию. Очевидно, что представители Ливонского ордена - завистливые католики-гейропейцы, - организовали провокацию, на которую не мог не ответить православный русский царь. Можно предположить, что Икар летел в Россию с очень важным посланием. Его там ждали. Однако ливонские рыцари не могли допустить встречи Икара с Иоаном, в результате чего отправили для перехвата корабль, с которого и был сбит Икар. Так началась Ливонская война, открывшая, как и Первая мировая, начало новой эпохи в истории человечества.

Однако было бы неправильно ограничиться лишь последней интерпретацией документальной хроники. Дело в том, что в нашем распоряжении есть еще один, последний кадр, который позволяет понять весь масштаб катастрофы, выходившей далеко за рамки противостояния Ливонии и России. Если до сих пор мы разбирали кадры, вероятно, ангажированных фотокорреспондентов, то нельзя не сказать о фотографии, случайно сделанной фотолюбителем Петром по прозвищу Мужик. Очевидно, он был простым крестьянином, родом из деревни Брёгел, который, вспахав участок земли своего сеньора, лег отдохнуть под сенью раскинувшегося дерева, взяв в руки фотокамеру, чтобы запечатлеть соседа, который еще не успел закончить свою работу. Вот тут-то и попал в объектив его фотокамеры упавший Икар.


Что же мы видим на этой карточке? А видим мы размеренное, повседневное течение жизни провинциального уголка Европы, жители которого остались равнодушны к гибели человека, который выше своей жизни ценил мечту, ради которой отважился подняться к солнцу, чтобы рассказать о его свете всем нам. Безразличие к ценности жизни отдельно взятого человека стало залогом успеха ливонской провокации, ввергнувшей страны в 24-летнюю войну. Тем самым закончилось время Мечты, Мифа, и началась эпоха Разума, Корысти, Эгоизма.

П.С. Данный анализ фотохроники, помимо своего источниковедческого значения, ценен так же и тем, что позволяет нам лучше понять природу фотографии. С середины XIX в. фотографами и теоретиками подчерквиалась ее документально-аутентичная природа. Вместе с тем наш разбор показывает, что документальность даже репортажного, непостановочного кадра весьма относительна, так как любое запечатленное действо оказывается вырванным из контекста других событий. Кадрирование, т.е. проблема "фрейминга", не позволяет фотографии быть адекватным отражением реальности. Но даже кадр снятый в 360-градусной панораме не решит отмеченную проблему, так как останется плоскостным, прячущим за планами объекты, которые могли сыграть решающую роль в запечатленном событии. Кроме того, фотография как документ неразрывно связана с той концепцией, носителем которой выступает зритель/интерпретатор. Все это позволяет судить о фотографии как произведении, являющемся формой рефлексии автора на тему увиденного.

В.Б.Аксенов. 2014.


Комментарии (21)

  • Гадкий я

    одно враньё значит везде, страшно жить...

    28 Октября 2014, в 17:57



  • ... ...

    Гадкий я, та не, жить прикольно, просто нужно учитывать интерпретационно-рефлексивный характер любых высказываний, в том числе визуальных)

    28 Октября 2014, в 18:12



  • Гадкий я

    ... ..., Я вот кстати пожлобился поначалу купить "Полную историю" Хекинг, а один авторитетный мужик на ФБ её так расхвалил, шо все-таки заказал. Ну картинок много - это для меня главное, так шо не жалею. И обложка такая красивая с позолотой. Так вроде оттудава понял, шо это в сравнении с живописью народ поначалу заблуждался по поводу документальности фотографии. И пиктуралисты все старались поэтому в фотошопе побольше понамазать. А как начали на f/64 все снимать, то наладилось. Так ведь когда археологи находят какие-нибудь кости, они ж тоже всю скотинку не видят. Но как то реконструируют с привлечением всей доступной информации. И при этом без рефлексий интерпретированных обходятся. И даже вероятности верности модели просчитывают. В истории ж наверное подобные технологии тоже существуют для реконструкции. И фоточки наверное можно в них хорошо использовать как инфу от наших тараканов в голове независимую. Или не так все проста?

    28 Октября 2014, в 21:06



  • ... ...

    Гадкий я, собственно я постоянно об этом и пишу, что невербализуемых проблем не существует, главное определиться с точкой опоры, подходом, и подобрать правильный метод. что касается примером с археологией, то тут есть следующая загвоздка: археологический артефакт не просто рассказывает нам о прошлом, он есть сам частичка этого прошлого. а фотография это носитель информации о прошлом. т.е. чтобы фотография по степени достоверности уравнялась, допустим, какой-нибудь амфоре, или монете, мы должны изучать не то, что на ней изображено, а технологию ее получения (из чего фотобумага сделана, какой способ печати был и пр.). немецкий философ Шлейермахер предложил очень простую и оригинальную классификацию исторических источников, делящихся на "остатки" и "традиции". остатки это сами артефакты прошлого, а "традиции" (письменные, устные, изобразительные источники) это зашифрованная авторами информация о прошлом, нуждающаяся в декодировании, которое возможно, если мы владеем кодом дешифровки. так вот, пока мы считаем фотографию документом-остатком, мы не сможем ее понять. как только переносим ее в группу "традиций", начинаем разрабатывать методологию ее анализа - вот тогда у нас и появляется шанс.
    но это я тоже упростил, конечно, ибо абсолютно универсального, единственного кода дешифровки быть не может, ибо отношения фотография-зритель меняются от эпохи к эпохе, в зависимости от социальной группы, к которой этот зритель принадлежит и множества других факторов. у меня вот сейчас в ноябре статья должна в "Родине" выйти (я как-то о ней уже упоминал), где я разбираю пример провала официальной пропаганды с помощью военного фоторепортажа в силу того, что намерение властей представить положительный, демократический образ царя разбилось о желание крестьян видеть самодержца-богоноса, что привело к глубокому разочарованию и подорвало престиж власти. а все потому, что считывание кода изображения неграмотным крестьянином и представителем дворянства проходило по-разному.

    28 Октября 2014, в 21:24



  • Гадкий я

    ... ..., эээ... ну наверное фотография это одновременно "остаток" и "традиция". В том смысле, шо все-таки довольно большая часть информации на фотографии сохраняется по процессу независящему от фотографа. Чего нельзя сказать, например, про Капеллу Медичи. Т.е. если говорить о документальности, как о свойстве самой фотки, а не способности зрителя ее интерпретировать, то чисто технически она имеет место быть. По той простой причине, шо на процесс разбиения фотоном молекул серебрянной соли фотограф не имел никакого влияния. Мне поэтому не сов7 понятно, какое отношение имеет документальность, как свойство самой фотографии (включая, конечно и процессы ее получения без фотошопов и прочего "пиктурализма") к разной "образованности" зрителя. Понятно, шо фотография содержит только проекцию части реальности, но все-таки реальности, а не попытку создания легенды высеченной в мраморе с головами "языческих богов" и крысами в подлокотниках. Т.е. если бы он просто как все нормальные люди, просто взял Смену 8м и сфотал Лорэнцо в профил, мы бы могли с достоверностью 95% сказать горбатый у него был нос или нет независимо от образованности и менталитета.

    29 Октября 2014, в 12:33



  • ... ...

    Гадкий я, в узком смысле да, фотография, если она не постановочная, а строго репортажная, может, конечно, нести в себе не искаженную авторским видением информацию. вот, например, ленин. в советской изобразительной традиции изображался в кепке, а сам до лета 1917 г. (когда был объявлен в розыск Временным правительством за организованные беспорядки 3-4 июля) предпочитал носить котелок, о чем и рассказывает нам соответствующая фотохроника. с другой стороны, если об этом не знать, то исследователь вполне может по фотографиям ленина 1920-х гг., где он изображен в кепке, сделать неправильный вывод о его пристрастиях в моде... тот же самый нос, приведенный вами в пример: если портрет снят в 3/4 и кончик носа выходит за линию щеки, то визуально нос удлиняется и наоборот. свет, опять-таки, влияет на наше восприятие масштабов. ведь хорошо известны оптические иллюзии, когда два одинаковых по размеру предмета кажутся зрителю совершенно разными из-за фона, на котором они расположены, или находящейся рядом формы. в общем тут все сложно, конечно. какую-то информацию на основе фотографии можно констатировать с большой долей достоверности, какую-то нет.

    29 Октября 2014, в 12:59



  • Гадкий я

    ... ..., Владислав, а по поводу статьи. Это в этом номере: https://outer.rg.ru/static/rodina/covers/YYYYYY-11-2014.png ?

    29 Октября 2014, в 13:16



  • ... ...

    Гадкий я, да, в этом номере. вот только мне ни оттиска статьи не прислали, ни о выходе журнала еще редакция не сообщала. если пришлют оттиск, то я его на фб выложу. на сайте журнала, если кликнуть по красной ссылке "Материалы ВАК", появится список авторов и названия статей. Кроме моей, там есть еще парочка по визуальным источникам периода Первой мировой войны http://rodina.rg.ru/

    29 Октября 2014, в 13:59



  • ... ...

    Гадкий я, кстати, я уже на фб писал о том, что в декабре университет Высшая школы экономики проводит конференцию, посвященную фотографии. так вот им пришла в голову хорошая идея: выложить тезисы докладов на страничку конференции в интернете во второй половине ноября, чтобы все интересующиеся могли ознакомиться. если авторы не схалтурят и успеют подготовить до 15 ноября свои доклады, то можно будет и заочно поучаствовать (по идее, там должна быть возможность оставлять комментарии). я, правда, свои тезисы пока не отправил)

    29 Октября 2014, в 14:08



  • Гадкий я

    ... ..., понятно, спасибо!

    29 Октября 2014, в 14:15



  • Svetlana Pa

    "Фотография, как форма рефлексии"...тема для новой статьи...

    28 Октября 2014, в 18:35



  • ... ...

    Svetlana Pa, дарю)

    28 Октября 2014, в 18:37



  • Svetlana Pa

    ... ..., вы зря отказываетесь)

    28 Октября 2014, в 18:39



  • ... ...

    Svetlana Pa, а, то есть это вы мне предложение сделали? а гонорар какой?

    28 Октября 2014, в 18:42



  • SMP

    Абаржалась..., несмотря на трагичность моментов - как прошлого, так и всего прочего...)

    28 Октября 2014, в 19:54



  • ... ...

    SMP, могли бы соврать, что это был нервный смех, смех от горя осознания безвозвратности понесенной человечеством потери (имеется в виду развенчание документальной природы фотографии, а не гибель какого-то бастарда).

    28 Октября 2014, в 20:07



  • mura_vey

    ))) весело представлена технология!
    на первой шняжник-натуралист Овидий куропатку жирную собирался 300-м телевиком сфоткать! случайный репортаж получился ))

    28 Октября 2014, в 23:38



  • Ольга Круглова

    хорошие фоты, особенно последняя - стрит. Яркая. ЧБ была бы хуже. Фотография - документ эпохи.

    29 Октября 2014, в 21:05



  • ... ...

    Ольга Круглова, во время ливонской войны был напряг с черно-белой пленкой, ее и сейчас надо знать где брать, а тогда уж подавно...

    30 Октября 2014, в 21:10



  • Ольга Круглова

    ... ..., как много интересного может рассказать одна фотография!

    30 Октября 2014, в 21:12



  • ... ...

    Ольга Круглова, главное, это задать ей правильные вопросы. тогда и возможен диалог с фотографией, о котором еще брессон писал.

    30 Октября 2014, в 21:15



Для того, чтобы оставлять комментарии или ставить оценки, надо зарегистрироваться или войти под своей учетной записью.